Государственное учреждение "Брагинский районный центр гигиены и эпидемиологии"

Новости

 
27 декабря 2023 г.

Одна из самых распространенных проблем у школьников – это нарушение осанки.

Осанка – это привычное положение, в котором человек держит свое тело. «Привычное положение тела» – это то, положение тела, которое регулируется нами бессознательно.

Правильной осанка может считаться, если при осмотре со стороны видно, что голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне. При неправильной осанке голова пущена, плечи сведены вперед, асимметричное положение плеч, круглая спина, запавшая грудная клетка, так как спина выгибается, усиливается изгиб поясничного отдела позвоночника, соответственно живот выпячивается, а таз отставлен назад.

Неправильная осанка – это не только внешний вид ребенка, но и его здоровье.

При неправильной осанке западает грудная клетка, а значит, плохо развивается сердечно – сосудистая система, легочная система, нарушается функция органов пищеварения, снижаются адаптивные возможности организма, страдает иммунитет.

Деформация позвоночника развивается у детей в любом возрасте, но чаще нарушения осанки возникают тогда, когда происходят интенсивные периоды роста – в период с 7-8 лет и до 14 лет. В этот время активно растет скелет, и мышечный аппарат не успевает развиваться, а это значит, что мышцы спины и грудной клетки слабые, наступает быстрая утомляемость мышц.

Особое внимание осанке ребенка нужно уделять именно в начальной школе.

Дело в том, что с момента поступления в школу, образ жизни ребенка резко меняется: он теперь вынужден сидеть почти неподвижно в течение длительного времени в школе (4-5 уроков по 45 мин) да и дома выполняя домашнее задание. Позвоночник у детей очень гибкий, мышцы спины слабые, быстро утомляются, и ребенок принимает наиболее ему удобную позу, часто неправильную.

Неправильная поза за партой, столом очень быстро становится привычкой.

Поэтому нужно следить, чтобы буквально с первых дней учебы в школе ребенок правильно сидел за партой или столом. Сидеть правильно ребенок может лишь за правильно подобранной мебелью.

Мебель обязательно выбирается с учетом роста ребенка. Не стоит покупать ребенку крутящийся компьютерный стул, стул должен быть на четырех ножках, со спинкой под прямым углом. Если ноги ребенка не достают до пола, когда он сидит, нужно поставить скамеечку или какую-либо опору, так как стопы должны быть фиксированы на опоре, угол между голенью и бедром должен быть прямым. Спинка стула – под прямым углом – даст возможность ребенку опереться, когда ему нужно, но не откидываться назад, как это бывает, когда стул крутящийся, с подвижной спинкой. Когда ребенок сидит, расстояние от коленной чашечки, до столешницы должно составлять – 10-15 сантиметров, между грудью и столешницей должна помещаться ладонь, предплечья свободно могут лежать на столе.

К серьезным нарушениям осанки может привести не только неправильная поза во время занятий. Обязательно надо обращать внимание и на то, как ребенок стоит, ходит, носит учебники в школу, читает книги и спит. Матрас ребенка должен быть достаточно жесткий, подушка небольшая и невысокая.

Правильно выбирайте школьный портфель – со множеством отделений для равномерного распределения тяжестей, с достаточно твердой, но не жесткой спинкой, не шире плеч ребенка. Собранный рюкзак не должен превышать 10% веса ученика. Не позволяйте вашему ребенку носить портфель на одном плече, иначе нарушение осанки ему не избежать! Ранец не должен давить, а ремни врезаться в плечи. Детям до 5-го класса рекомендуется носить ранец за спиной - это позволит равномерно распределять нагрузку на плечевой пояс.

С плохой осанкой меняется и форма стопы, развивается плоскостопие: поэтому необходимо позаботиться и об обуви ребенка. Обувь должна быть удобной, с каблучком – 5 – 10 мм. Обувь лучше приобретать кожаную, с достаточно гибкой подошвой и обязательно с жестким задником.

Если у ребенка выявлено нарушение осанки, нужно обязательно корректировать эту проблему, а подход необходим комплексный: назначается массаж, лечебная гимнастика с учетом вида нарушения осанки и возраста ребенка, обязательная физическая активность.

Нужно развивать мышечный корсет ребенка, то есть укреплять мышцы, в помощь здесь очень хорошо подойдет плавание, танцы, гимнастика. Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх, он должен больше двигаться – это укрепляет мышцы и скелет.

Правильная осанка не дается нам от рождения, ее надо вырабатывать!

Нарушения осанки могут прогрессировать, приводят к развитию сколиоза, юношеского остеохондроза, но если вовремя обратить внимание на эту проблему, предпринять меры, 98% нарушений осанки корректируются, и эта проблема уже не возникает.

Оксана ДАНЧЕНКО,
помощник врача-гигиениста
Брагинского районного ЦГЭ



Вернуться в раздел Новости

Помощь людям в трудной жизненной ситуации